Untergrund.ru
Untergrund.ru

Гусли и Струны

20.11.2015
Гусли и Струны

Это интервью не совсем обычное. Хоть мой собеседник и занимается музыкой, заинтересовал он меня как творец не музыкальных произведений, а музыкальных инструментов. Это Максим Степанов из гусельной мастерской «Гусли и Струны».

Познакомился я с ним этим летом, когда, вдохновившись звуками кантеле Аслака Толонена (Nest, Syven), загорелся идеей заиметь себе русские гусли. И приобрёл гусли работы Максима, о чём не жалею, и теперь регулярно зачаровываю сам себя их магическим обертонным гудением.


Приветствую, Максим. Начнём по порядку: давно ли Вы занимаетесь изготовлением гуслей, и с чего, собственно, всё началось?


Изготовлением гуслей занимаюсь уже 6 лет. Однажды друзья из фольклорного ансамбля пригласили на встречу с гусляром, где я впервые увидел и услышал русские гусли. Но не те гусли, что звучат со сцен музыкальных школ и консерваторий, а их народный, деревенский прототип. Непременно захотелось научиться играть на таких гуслях. Уже через месяц я сделал свой первый инструмент.


Хорошо ли продаются инструменты Вашего изготовления, и велик ли в русском народе интерес к народной музыке и народным инструментам?


За последние несколько лет интерес к народным инструментам заметно возрос. Правда народной музыкой в чистом виде занимаются относительно небольшие группы людей, так или иначе связанные с фольклором и этнографией. Домашнее музицирование – не всегда народная музыка, всевозможные эксперименты и смешанные музыкальные стили – тем более. Правда многие после покупки инструмента начинают интересоваться той музыкой, которая изначально игралась на этом инструменте, и это радует.

Что касается продаж – все же это не главная цель. Изготовление гуслей для меня не основной вид деятельности, скорее это увлечение и лишь отчасти дополнительный заработок.


Опишите вкратце этапы создания одних гуслей, если конечно это не коммерческая тайна. И сколько времени уходит в среднем на один инструмент?


Конечно же, никакой тайны здесь нет. Гусли могут различаться по конструкции. Я обычно делаю долбленый корпус, т.е. из цельной доски выдалбливается «корыто», которое накрывается декой (сверху или снизу). Затем устанавливаются колки и струнодержатель, натягиваются струны – и гусли готовы. В случае если корпус сборный, то сначала делается рама, затем приклеиваются задняя и передняя деки, потом струнодержатель, колки и струны.

Это если совсем коротко. Кому интересно узнать подробнее о технологии изготовления – могу порекомендовать одну книжку, в Интернете она в открытом доступе: Мехнецов А.М. «Русские гусли и гусельная игра: Исследование и материалы. Часть 1» (Ред.сост. Г.В. Лобкова. Федеральное государственное учреждение культуры "Фольклорно-этнографический центр". СПб.: 2006. — 88 с.).

Со временем изготовления по-разному бывает, можно и за 2 дня сделать, но иной раз – больше месяца. Зависит больше от текущей занятости. В среднем выходит около недели.


Гусли, приобретённые мною у Вас, всем хороши за исключением одного момента – не самой простой задачей является их точная настройка, колки чрезвычайно чувствительны к малейшему движению ключа. Изготовление гуслей с колковым механизмом, подобным гитарному, не представляется возможным?


Думаю, это скорее дело привычки, со временем и у Вас это не будет вызывать сложностей. Металлические колки – это еще ничего, вот с деревянными посложнее обращаться. С гитарными колками тоже делают, но, на мой взгляд, на обычных гуслях они не к месту. Некоторые мастера делают электрогусли, устанавливают пьезодатчики, а иногда даже гитарные синглы или хамбакеры. Иной раз внешний вид гуслей меняется до неузнаваемости. Вот на таких инструментах маленькие блестящие гитарные колки смотрятся очень даже гармонично.


Кстати о настройке. Вопрос о том, как же их настраивать – это первый вопрос, которым задаётся человек, будучи заинтересованным приобретением гуслей. С небольшими крыловидными или лирообразными гуслями всё понятно – диатонически, по ступеням лада. А что насчёт многострунных шлемовидных инструментов: также диатонически, только на несколько октав, или допустим хроматический строй?


Все верно, точно так же, только на несколько октав. Насчет хроматического строя однозначно сказать не могу, для народной музыки обычно достаточно диатоники. Но если хотите что-то другое сыграть – можно и хроматизма добавить.


Если судить по разделу «Отзывы» на сайте мастерской, география Ваших клиентов весьма обширна, это и европейская часть России, и Урал, и Сибирь. А из-за рубежа заказы поступают?


Да, в России наши инструменты радуют своих владельцев от Калининграда до Сахалина. На гусли заказов из-за рубежа пока не было, а вот два чехла отправили в Германию. Мы же еще чехлы для гуслей шьем.


Какие ещё инструменты, помимо гуслей, вы делаете?


Раньше делал духовые – дудочки разные: калюки, пищики, рожки, бамбуковые флейты. Как-то гудок делал (инструмент смычковый, другое название смык).


Говорят, Лео Фендер не умел играть на гитаре; но вы-то со своими инструментами «на ты». Расскажите о своей музыкальной деятельности.


К сожалению, на музыкальную деятельность совсем времени не остается. В октябре проводил гусельный вечер с мастер-классом по игре, мероприятие в рамках недели славянской культуры в одной из московских библиотек. В сентябре участвовал в празднованиях дня города Москвы. Как-то в последнее время маловато получается играть, все больше в мастерской работаю.


Из всех инструментов, за которые мне доводилось браться в жизни, самым простым в освоении оказались именно гусли. По-моему, они больше требуют от музыканта теоретических знаний, нежели практических навыков. Вы занимаетесь обучением гусельной игре. В какой форме проходят подобные занятия, и много ли учеников?


В общем-то, для того чтобы играть на гуслях – и теоретических знаний больших не нужно, инструмент действительно прост в освоении. Буквально за 10 минут можно научиться основам игры.

На групповых занятиях обычно начинаем с самого простого: как держать гусли, как извлекать звуки. Далее разучиваем какой-либо наигрыш в самом простом варианте исполнения. Состраиваем все гусли и играем вместе. В случае индивидуальных занятий все зависит от запросов и уровня ученика. Как правило, более детально разбираем интересующие наигрыши или песни.

Постоянных учеников у меня нет, да и не считаю себя великим педагогом. Но если кто обращается за помощью – никогда не отказываю.

Не всегда бывает возможность находится в гуще событий и посещать мероприятия гусельной тематики. Поэтому в настоящее время больше внимания уделяю работе с сайтом и в соцсетях. Многие пишут, спрашивают совета по изготовлению гуслей, по настройке или подбору струн, установке колков. Всем стараюсь отвечать, помогаю разобраться в возникающих вопросах. Не так давно на сайте открыл раздел «статьи» с полезной информацией. Судя по комментариям и письмам с благодарностями, людям это действительно интересно и полезно. Так что в ближайшее время раздел будет наполняться новыми материалами.


Благодарю за ответы, творческих Вам и коммерческих успехов. Когда я беседую в рамках своего журнала с музыкантами, я всегда последним вопросом выпытываю у них, с кем из их товарищей по цеху у меня также могло бы получиться интересное интервью. Ни одному из их советов я, правда, до сих пор так и не последовал, но всему своё время. А Вы, быть может, подскажете мне какого-нибудь своего коллегу?


Большое спасибо! Вам тоже успехов, новых знакомств и интересных статей!

Могу порекомендовать Вам человека, с кем Вы сможете продолжить разговор о гуслях, народных музыкальных инструментах и русской культуре в целом. Это Дмитрий Парамонов, мой друг, музыкант, этнопедагог, исследователь русской культуры и один из лучших в России гусельных мастеров.

Вильгельштраус Шнаугаубиц
© Untergrund.ru, 2015—2017